Бизнес-планирование свинофермы на 100, 50 или менее голов
Современный бизнес – это не только техника, услуги, высокие технологии, но и работа в сельскохозяйственной сфере. Экономическая ситуация в стране и в мире дала возможность определить основные приоритеты, среди которых и развитие животноводства. Для того чтобы удачно начать собственное дело и добиться успеха и признания, необходимо иметь бизнес-план свинофермы, составленный с учетом всех нюансов и особенностей в выбранном направлении деятельности.

Содержание статьи:
Цели и задачи бизнеса
Основная цель открытия бизнеса на разведении свиней – получение мяса с дальнейшей его продажей или переработкой. Задачи – приобретение молодняка, достижение определенных показателей по весу, реализация продукции, расширение возможностей свинофермы.
Начальный этап
Для того чтобы составить бизнес-план собственной свинофермы на 100 голов, потребуется просчитать несколько факторов, совпадения по которым позволит начать работу без убытков и быстро выйти в плюс. Нюансы, которые необходимо принять во внимание:
- спрос – востребованность продукции, которая будет произведена на ферме;
- конкуренцию – важно просчитать количество аналогичных производств, чтобы понять, какова будет рентабельность и прибыль от работы;
- рынок сбыта – необходимо заранее определить, где продавать продукцию, заключить договор с магазином или заводом по переработке свинины;
- финансовые возможности – самый важный фактор успеха, включает в себя первоначальный капитал, источники инвестирования, средства на непредвиденные нужды, финансы на развитие проекта.

Важно помнить! Кредитование бизнеса в 75% случаев ведет к появлению трудностей с получением прибыли в первые 1-2 года деятельности, так как необходимо производить выплаты по займу.
Финансовая справка: по состоянию на 2016 год средняя цена поросенка в РФ составляла 5000 рублей. Следовательно, для открытия фермы на 50 голов потребуется затратить порядка 250000 исключительно на формирование поголовья.
Стартовые вложения могут быть личными накоплениями, инвестициями в бизнес или кредитом. Главное условие успеха — наличие свободной, лучше всего собственной, земли, так как ее приобретение потребует значительных затрат.
Целевая аудитория и рекламная компания
Прежде чем открыть бизнес на разведении свиней, необходимо просчитать важные параметры – определить целевую аудиторию, провести рекламную кампанию. К тем, кого можно назвать целевой аудиторией, относят:
- мясокомбинаты;
- фабрики по переработке мясной и мясокостной продукции;
- магазины и рынки;
- частных покупателей.
Проводимый анализ рынка дает возможность понять, что спрос на продукцию небольших свиноферм высокий и продолжает увеличиваться за счет сложной экономической системы в стране.

Рекламная компания производства должна состоять из:
- раздачи листовок (на первом этапе);
- информации в СМИ (региональных газетах, на ТВ и радио);
- рекламной кампании в интернете;
- проведения акций.
Важную руль играет «сарафанное радио» — мнение покупателей, рассказы о продукции и производстве.
Персонал и техника
Штат сотрудников свинофермы формируется в зависимости от количества голов. В первый момент он может состоять из владельца и 1-2 помощников, но с развитием комплекса нужно будет больше работников. Оптимальный коллектив состоит из:
- бухгалтера;
- управляющего;
- зоотехников – 2-3 человека;
- ветеринарного врача;
- свиноводов – 4-5 человек.
Разнорабочие в штате также потребуются. Задачи – перегон свиней, кормление, уборка, ремонт.

В первые 2-3 месяца специальных построек возводить не потребуется, но как только поголовье составит более 50 свиней, понадобится увеличить место для хранения кормов и хозяйственных принадлежностей. Поэтому на земельном участке появятся:
- хранилища для зерна, кормов и соломы;
- сарай для мелкого оборудования и предметов, используемых при выполнении работ.
Техническая комплектация производства:
- зернодробилка;
- поилки;
- устройства для кормления животных;
- небольшой грузовик и трактор.
Финансовые вложения на этом этапе составят 1,8 млн. рублей. Со временем рекомендуется приобрести компьютерное оборудование, которое позволит облегчить процесс производства.
Риски
Важно учитывать возможные риски:
- появление конкурента;
- заболевания среди имеющегося поголовья;
- смертность скота.
Для покрытия непредвиденных расходов необходимо иметь еще 500 тыс. – 1 млн. рублей, чтобы компенсировать потери поголовья, модернизировать и развивать бизнес, составляя активную конкуренцию другим производителям.

Финансы
Начать бизнес, связанный с разведением свиней, можно, сделав несколько шагов:
- найти земельный участок, который потребуется для строительства загонов для животных. Оптимальный участок равен 17 — 20 соткам. Его можно приобрести или арендовать, средняя стоимость составит 250 — 300 тысяч рублей в месяц;
- купить оборудование – 100000 рублей;
- провести закупку поголовья свиней – 250 — 500 тысяч рублей;
- заключение договора на реализацию продукции. Если планируется самостоятельная продажа, то потребуется арендовать место для открытия торговой точки – около 12 тысяч рублей в месяц;
- затраты на корм для животных – количество и сумма будут зависеть от имеющегося поголовья;
- найм рабочих – 2 — 5 человек. Заработная плата каждого составит 20 — 25 тысяч рублей в месяц.
Эти финансовые затраты для начинающих предпринимателей. Цифры актуальны для небольшой свинофермы, рассчитанной на 10 — 15 голов. Такое количество поможет понять, правильно ли выбран путь развития и будет ли спрос на производимую продукцию. Время начала работы по запуску бизнеса – март, поскольку поголовье сможет стабильно набрать вес за теплый период. Реализация и первая прибыль – сентябрь – октябрь.

Важно помнить! На первом этапе доходность от бизнеса будет носить сезонный характер. Работниками на свиноферме с небольшим поголовьем могут стать сами ее владельцы, что позволит не тратить финансовые средства на наемных сотрудников. Обязанности работников – кормить свиней и убирать за ними.
Важный момент: открытие свинофермы в черте города или крупного населенного пункта запрещено.
Документация
Открытие бизнеса требует оформления документов. Предприниматель должен определиться с правовой формой организации – ИП, ООО. Среди документов, входящих в пакет, должны быть:
- бумаги о собственности или аренде на земельный участок (категория земель – личное подсобное хозяйство);
- разрешение на постройку зданий;
- проект здания свинофермы;
- лицевые счета на коммуникации;
- заключения проверяющих органов (СЭС, пожарная охрана, ветеринария);
- разрешение на ведение бизнеса от налоговой инспекции.

Дополнительно потребуется стать на налоговый учет – выбрать форму уплаты налогов (обычную или упрощенную). Предприниматель обязан на регулярной основе сдавать квартальные и годовые отчеты, представлять финансовую информацию по своей основной деятельности. Финансовые отчеты и документы бизнесмен со статусом ИП должен оформить по установленным правилам, оплата производится по упрощенной форме, налог составляет 6%.
Окупаемость и ожидаемая прибыль
Составляя бизнес-план, необходимо учитывать окупаемость и прибыль проекта. Оценить уровень дохода можно после первого сезона с весны до зимы для небольшой фермы или после года для свинофермы, предназначенной для круглогодичной работы.
Окупаемость формируется из нескольких показателей:
- скорости увеличения массы животных;
- продаж готовой продукции;
- затрат на содержание поголовья.
Если окупаемость составит от 20-25%, то можно задумываться о расширении свинофермы до 50 — 100 голов, а затем и до 300, что является оптимальным показателем для бесперебойной работы предприятия в течение года. Расходы увеличиваются до 2 — 4 млн. рублей в месяц. Свиноферма на 300 голов окупается при благоприятных условиях для реализации и содержания за 2,5 года. Здесь важно вести работы 365 дней без перерыва и форс-мажоров. Доходы будут формироваться от продажи мяса и молодняка. Общий доход составляет 2 млн. рублей в год, из которых 750 тысяч – продажа молочных поросят, 1,3 млн. – реализация мяса или продукции из него. Рентабельность свинофермы составляет 10 — 25%.

Рекомендации и секреты свиноводства
Успех бизнеса на 50% зависит от того, как хорошо предприниматель изучит особенность жизни и содержания животных. Для первого этапа развития необходимо приобрести:
- хряков – 20 — 22 головы;
- свиноматок – 125 — 135 голов;
- мясных свиней должно быть не менее 140 голов (это основа для реализации мяса).
Работа свинофермы может быть направлена на реализацию двух направлений – производство мяса и выращивание молодняка на перепродажу. Это позволит получать стабильный доход и пополнение финансовых накоплений, предназначенных для дальнейшего расширения и модернизации бизнеса. Секрет успеха – свиней, предназначенных для получения мяса, кормят интенсивно, высококачественными комбикормами. Молодняка должно быть не меньше 25% от всего поголовья, так реализованные головы без промедления сменяют новые мясные свиньи.
Приобретение молодняка в первый год рекомендуется производить на разных фермах, чтобы иметь возможность выбора лучшей породы и избежать скрещивания внутри одного рода, что приводит к болезням и ослаблению потомства. Качественную программу разведения свиней должен разработать ветеринар.
