Упряжь, хомут и сбруя для лошади
Лошадей содержат в частных домашних хозяйствах в качестве рабочей силы. Но есть и предпочитающие держать животное для души. Иногда использовать лошадь, перевозя грузы выгоднее, нежели привлекать автомобиль. Следует иметь в виду, конская упряжь должна быть изготовлена правильно, тяговое усилие станет передаваться максимально эффективно. Давайте разберемся, что такое упряжь и из чего она состоит.
Содержание статьи:
Конская упряжь
Раньше в крестьянских семьях лошадь была основным работником и кормильцем. От правильно собранной и качественной лошадиной упряжки зависел результат работы. Итак, конская сбруя, или упряжь – комплект приспособлений и ремней. Она постоянно находится в тесном контакте с телом и передает тяговое усилие на повозку. Если упряжь собрана неправильно, давление будет распределяться неравномерно, и осложнит передвижение и причинит боль скотине. В итоге она потеряет работоспособность.
Обычно сбрую лошадей изготавливают из кожи. Во время работы последняя увлажняется лошадиным потом, ее часто нужно просушивать. После того, как она просохнет, ее надо смазать, например, жиром.
Перед каждой запряжкой коней тщательно осмотрите упряжь, проверьте каждый ремень, пряжку и застежку. В тех местах, где ремни плотно прикасаются к телу животного, проведите рукой, проверяя, нет ли на коже чего-то постороннего.
Упряжь – неотъемлемый элемент любого лошадиного экипажа. Ее создают на заказ, с подгонкой под конкретного коня, приобретают в специальных магазинах. Как говорят специалисты, костюм должен подходить человеку, сбруя — лошади. Каждую часть желательно приобретать по отдельности с учетом телосложения животного. Желаете сэкономить – купите готовый комплект упряжи. Но знайте: не все элементы будут подходить по размеру.
Срок службы конской упряжи зависит от качества использованного материала. На сегодняшний день предпочтение отдают коже, так как она не доставляет животному дискомфорта и плотно охватывает его тело снизу и сбоку.
Из чего состоит
Рассмотрим, из чего состоит стандартная упряжь.
- Хомут. Надевается на шею. Его основная задача – передача тяговой силы повозке. Надеваться он должен, чтобы дыхание и передвижение лошади были свободными. Конский хомут должен иметь строгую длину и ширину, иначе на теле возникнут повреждения, и тяговая сила лошади уменьшится. Закрепляется он кожаной шлеей, обеспечивающей ускорение и торможение животного.
- Узда. В отличие от других элементов упряжи, узда является наиболее сложной. Она состоит из поводьев, удил и недоуздка. Многие заводчики пользуются походной уздой, позволяющей управлять лошадью дублирующими поводьями. Последние изготавливаются из кожи или крепкого текстильного материала.
- Подпруга и седелка. Основная часть сбруи верховой лошади, удерживающую сбрую на теле и передает тяговую силу на спину.
- Шлея. Фиксирует хомут при помощи нескольких ремней, закрепляющими внатяжку, чтобы между пряжками и седалищем было расстояние в два-три сантиметра.
- Чересседельник. Применяется для удержания хомута, дуги и оглобель, передачи тяги седелке.
- Подбрюшник. Фиксирует всю конструкцию упряжи. Он пропускается под подпругу и закрепляется на оглоблях.
- Дуга и гужи. Этими элементами хомут соединяется с оглоблями. Кроме того, они уменьшают колебания при рывках во время движения лошади.
Уход
Уход за упряжкой имеет огромное значение. Ненадлежащее хранение приводит к потере ее качества, чревато повреждением животного. Как уже отмечалось, основным материалом упряжи является сыромятная кожа. Из-за чрезмерной сухости в помещении она постепенно становится жесткой. Кожаные части упряжи постоянно соприкасаются с мокрым от пота телом. Со временем приводит к появлению на упряжи твердого налета, его необходимо тщательно очищать.
Помимо кожи, в сбруе для коней присутствует войлок. Его нужно защищать от моли и ежедневно просушивать. Во время движения или работы лошадь потеет, войлок становится сырым. Постоянное его соприкосновение с телом приводит к появлению потертостей на коже коня. От пота и пыли войлок постепенно покрывается коркой. После каждой просушки его нужно обстукивать палкой. Это предотвратит образование налета, а сам войлок останется мягким.
При каждой запряжке все части упряжи, соприкасающиеся с телом животного, необходимо проверять рукой, определяя, имеются ли на них твердые образования.
Если по какой-либо причине требуется дополнительная дырка, прорезать ее нужно не ножом, не шилом, а специальным пробойником.
Виды
По назначению конная упряжь подразделяется на сельскохозяйственную, выездную и транспортную. По количеству запрягаемых лошадей можно выделить одиночную, парную и многолошадную. Парный вариант предполагает два вида сбруи: кони располагаются рядом или один за другим.
Основная классификация упряжи следующая:
- одноконная. Рассчитана на одну лошадь, может использоваться с дугой и без нее. Дуговой вариант содержит все элементы упряжи. В бездуговом используются оглобли, хомут, уздечка и поводья. Оглобли берутся более короткие и крепятся не к хомуту, а к седелке. Во втором варианте, кстати, многие его предпочитают называть оглобельно-постромочным, основная тяговая сила передается на шлею;
- постромочно-дышловая. Вариант упряжи может быть использован, если планируется одноконная или двуконная запряжка. Основная ее задача заключается в регулировании движения и поворота конного экипажа. Основной ее элемент – дышло. Обычно в процессе работы с двухколесной сельхозтехникой лошади травмируются из-за чрезмерного давления на хомут. В результате их производительность заметно снижается. Чтобы сего не происходило, им надевают седелку и подтягивают постромки чересседельником. Здесь хомут испытывает гораздо меньшую нагрузку;
- постромочная. Вариант упряжи достаточно простой. Тяговая сила передается через хомут и постромки. Да, такая сбруя довольно простая, но ее необходимо серьезно доработать. Например, чтобы останавливать повозку, у нее должна быть тормозная система, ибо с такой упряжью лошадь получит определенные повреждения;
- тачаночная. Такая сбруя для лошади применялась до 20 столетия. Сегодня уже, наверно, и не встретить четверки лошадей с тачанкой. Упряжь интересна тем, что все лошади располагаются на одной линии – один сбоку другого. Два центральных коня запрягаются в дышло, а крайние — постромками, крепящиеся к вагам;
- комбинированная. Данный вид упряжи предполагает запряжку нескольких лошадей – обычно 6 или 8. Здесь используется дышло с оглоблями и постромками. Для повозки с комбинированной упряжью необходимо отбирать лошадей по силе и росту. К примеру, первые лошади должны быть выносливыми, так как им приходится задавать направление передвижения повозки. Далее идут пристяжные лошади, их задача заключается в повороте экипажа. Последними должны быть крепкие и высокие кони, так как именно им приходится тормозить весь экипаж.
Из чего состоит хомут
Хомут для лошади представляет собой важнейшую составляющую упряжи. В его состав входит пара клещей, подушка, хомутина, покрышка, пара гужей, супонь, горт и подкладка.
Особенности выбора
Важно понимать, что такое приспособление, как хомут, нельзя использовать для всех подряд лошадей. Ведь шея у каждой из них имеет свой размер и особенности и может отличаться по форме. Перед выбором хомута измеряется шея, то есть, длина у основания холки до плечевого сустава, ближе к лопатке. Учитывается то, что для транспортного хомута к размерам добавляют 3 см, а для возового – 6 см.
Не стоит брать слишком тесный хомут, так как он может вызвать затрудненное дыхание и привести к спазму легких. Чересчур свободный будет болтаться и натирать кожу животного.
Существуют таблицы размеров, помогающие выбрать подходящий вариант, соответствующий длине и ширине шеи.
Как сделать самостоятельно
Элемент упряжки несложно приобрести в магазине, но, учитывая то, что шея у лошади имеет свои особенности, лучше изготовить его своими руками. Перед тем, как создать хомут для лошади, потребуется подготовить следующие материалы:
- многослойную фанеру или дерево;
- клей ПВА;
- лист мягкой кожи;
- лоскут сыромятной кожи;
- жгут изо льна или сена;
- кусок фетра;
- кусок войлока;
- лобзик;
- иглу, войлочную нить;
- швейную машинку;
- молоток, гвозди;
- дополнительное оборудование для придания формы.
Порядок действий:
Перед тем как сделать хомут, измерьте шею животного. Лучше прочным метром. Хомут для лошади имеет несколько составляющих:
- клещи. Чаще всего делаются из фанеры, проклеенной в несколько слоев. После просыхания, на нее следует нанести шаблон и выпилить с помощью лобзика;
- хомутина. Представляет собой подкладку, что помещается между грудиной лошади и клещами. Она состоит из обтяжки, мастерящейся из кожи, надставки и жгута. Ее пришивают к клещам, а в конце прибивают гвоздями длиной 2,5 см;
- подушка, обычно из фетра. Несколько слоев необходимо сложить, а края подвернуть. Жгуты на краях подушки изготавливаются из войлочной ткани. Затем на эти валики нужно настрочить кусок кожи, потом подушку простегать, а края из войлока прошить длинными стежками;
- покрышка. Ее шьют из кожи и кожзама. Чтобы в нее можно было вставить гужи, делают специальные отверстия. Впоследствии покрышка плотно натягивается на клещи и фиксируется гвоздями;
- гужи. Обычно изготавливаются из сыромятной кожи крупного рогатого скота, и толщина ее должна быть не менее 0,5 см. Их концы вдеваются в отверстия покрышки и закрепляются с помощью гвоздей.
Резюме
Раньше коня использовали во многих сферах. Особенно неоценимой была его помощь в сельском хозяйстве. Сегодня на место лошадей пришли механизированные комплексы и автомобильный транспорт. Работа выполняется быстрее и в большем объеме. Но не всегда животных получается заменить транспортом. По сей день можно встретить конный экипаж в частном хозяйстве, в развлекательной, спортивной и другой отрасли. Где бы ни использовалась лошадь, ее упряжь должна быть прочной, легкой и простой в уходе и ремонте, чтобы не только повысить КПД, но сохранить здоровье и силы на долгое время. Если упряжь используется на лошади впервые, то не стоит отправляться в дальнюю дорогу или на продолжительную работу, не обкатав ее.