Красавец тяжеловоз — порода лошадей Шайр
Английские тяжеловозы породы Шайр – самые крупные и могучие лошади на планете. Предки этих коней были верными боевыми друзьями рыцарей. Им отдавали предпочтение не случайно. Лошади приходилось в течение долгого времени возить закованного в латы воина. Заботливые хозяева считали своим долгом защитить железной броней и скакуна. Представьте, какой силой нужно обладать, чтобы выстоять под такой нагрузкой!
Содержание статьи:
Особенности внешнего вида
Для шайров характерна увесистая крупная голова с роскошной гривой, объемным крепким лбом и носом с типичной для этой породы горбинкой. Короткая, мощная шея переходит в крепкую спину с могучими плечами и лопатками. Далее следует объемный и массивный круп с высоко посаженным хвостом. Мускулистые ноги с широкими пястями украшены длинными и пышными кистями — фризами.
Благодаря стараниям селекционеров, порода лошадей шайр представлена тремя основными мастями:
- гнедой;
- вороной;
- серой.
Для кобыл характерна также чалая масть.
Не исключено наличие светлых пятен. Например, белая линия, идущая ото лба вдоль носа, и лохматые белые фризы. Средний рост лошадей составляет от 1,66 до 1,76 м в холке. Крупные образцы достигают 1,85 м.
Своеобразие характера
Шайры отличаются добротой, уравновешенным спокойным нравом. Они миролюбивы, послушны и покладисты. Для них характерны верность, отсутствие нервозности и бесстрашие. Эти качества сделали коней незаменимыми для средневековых сражений и турниров. Ведь боевой конь не должен бояться грохота оружия, криков разъяренных воинов и взмахов клинков.
Английские силачи послушно таскают груженые повозки и плуги. Выполняют любые требования хозяев — терпения им не занимать. Для управления таким конем необходима сила. Шайра сложно разогнать в галоп, лучший вариант походки для него — аллюр.
История породы
Этот английский тяжеловоз имеет глубокие исторические корни. Считается, что впервые его предков завезли в Англию из Голландии в ХIII веке по приказу принца Джона. В XVI веке началась усиленная работа по улучшению породы. Во времена правления Генриха XVIII было принято решение запретить разведение тяжеловозов, чей рост был ниже 154 см.
При королеве Елизавете поголовье тяжелоупряжных лошадей существенно выросло. На племя шли только те экземпляры, рост которых превышал допустимый минимум. Местных английских кобыл скрещивали с фламандскими, фризскими и немецкими жеребцами. Фризы подарили английским шайрам свободу движений, скорость и гибкость. Наследие неторопливых фламандцев в большей степени проявилось во внешнем облике животных — они приобрели вороную масть.
К началу XVII века тяжелые доспехи упразднили, и воины пересели на грациозных, резвых скакунов. Но рост промышленности и сельского хозяйства не позволил добродушным гигантам остаться не у дел. Отныне их основным предназначением стала перевозка тяжелых грузов и работа в поле.
Свой теперешний облик лошади приобрели в XVIII веке. В то время их разводили во всех регионах Англии. В Линкольншире, Кембриджшире, Дерби и других графствах заводчики именовали эту породу по-разному. Известны следующие названия: «Великая лошадь», «Большая английская вороная», « Шайр».
Основателем породы считается конь, который жил в деревне Packington с 1755 по 1770 год. Его хозяева дали ему кличку «Слепая лошадь». Неизвестно, что заставило их это сделать – реальная проблема со зрением коня или какие-то другие причины. Когда в 1878 году общество конезаводчиков учредило Племенную книгу шайров, эта лошадь удостоилась чести быть зарегистрированной в качестве родоначальника.
Внутрипородные типы
Особи, появлявшиеся на свет в разных частях страны, имели свои особенности. Представители Йоркшира отличались жилистым телосложением, а лошади из Кембриджшира и Линкольншира — массивным скелетом и пышными фризами.
Разведение и селекция
В начале XX века шайры появились в России. Для нужд промышленности и сельского хозяйства требовалась новая порода лошадей, способная возить тяжелые грузы и адаптированная к местным климатическим условиям. Селекционеры отмечали, что шайры требуют гораздо больше корма, чем представители других пород. Их потомство оказывалось эффективным лишь при условии обильного кормления, объем которого в три раза превышал обычную норму.
Сложности вызывал подбор кобылы для покрытия шайрским жеребцом. Ее рост должен был соответствовать габаритам могучего самца, иначе возникал риск получить потомков с непропорциональным телосложением. По этим причинам российские селекционеры отдавали предпочтение шотландским клейдесдалям. Но все же среди предков Владимирских тяжеловозов есть кровь и английских предков.
Покорение Америки
Впервые лошади шайр пересекли Атлантику в 1853 году. Но массово их стали завозить в Америку только в конце IX века. Эмигранты оказались серьезными соперниками местным тяжеловозам – першеронам. Транспортировка через океан была сложной и нерентабельной. Поэтому конезаводчики начали разводить английскую породу на месте. В начале ХХ столетия численность шайров, выращенных в Америке, составила 80% мирового поголовья.
Прославленные представители породы
Отдельного внимания заслуживает знаменитый конь Мамонт. Жеребенка вначале назвали Самсон – именем легендарного силача. Но когда он вырос, было решено, что это имя не подходит. В холке рост этого гиганта составлял 2,19 м. Он считается самым крупным тяжеловозом из всех, существовавших в мире.
Среди современных шайров самым высоким в Европе считается жеребец Крекер. Его рост в холке составляет 1,98 м. Мировое первенство удерживает австралиец Нодди — обладатель роста 2,05 м.
Племенная книга
Представителей этой породы регистрируют в племенной книге, разделенной на три категории. В первый раздел — «Основной» — попадают чистопородные особи. Потомство, появившееся в результате союза чистокровного жеребца и незарегистрированной кобылы, заносят во второй — «А». Жеребят, родившихся от самки из категории «А» и чистопородного жеребца, регистрируют в третьем разделе — «Б». И только потомки кобылы из последней категории и самца из первого раздела считаются чистокровными шайрами.
На грани исчезновения
Развитие промышленности привело к тому, что в середине ХХ века численность тяжеловозов сократилась. Возникла серьезная опасность полного исчезновения этой породы. И только самоотверженность заводчиков помогла исправить положение и восстановить популяцию.
Нюансы ухода
Животным требуется гораздо больше корма, нежели представителям других пород. В сутки им дают от 17 до 25 кг сена или свежей травы, в рацион включают яблоки, морковь, свеклу. Лошади любят свежие фрукты и овощи.
Обязателен регулярный уход за гривой, хвостом и фризами. Чтобы предотвратить спутывание, их расчесывают и заплетают. Для мытья используют специальные шампуни и кондиционеры. Чтобы избежать проблем с мокрецами, ноги лошади обмывают и присыпают опилками, а после вычесывают мелкую стружку из шерсти. Животным необходимы ежедневные прогулки и нагрузки.
Современные реалии
Стоимость лошадей этой породы доходит до 1 000 000 рублей. Хозяева берегут коней, поэтому практически не используют их для тяжелой работы. Современные шайры участвуют в выставках и соревнованиях. Животных задействуют при реконструкции исторических событий, во время праздничных шествий, снимают в рекламе и кино. Но это не значит, что английские богатыри не могут, как и много лет назад, перевозить грузы и таскать плуги. Они и сегодня остаются могучими, трудолюбивыми и послушными великанами, обладающими исключительной добротой и преданностью.