Все о сказочных русских лошадях породы Битюг
Битюг – это порода тяжелоупряжных лошадей, которая выведена для работ в сельском хозяйстве и гужевого транспорта. Сегодня лошадь битюг в первозданном виде не существует, порода полностью утрачена. Первые сведения о битюгах приходятся на XVIII век.

Происхождение
Есть две версии относительно происхождения битюгов:
- Петром Первым были привезены выносливые голландские и датские жеребцы пород клейдесдаль и брабант для скрещивания с исконно русскими тяжеловозами.
- Выведением битюга занимался граф Орлов на Хреновском конезаводе. Таким образом, «орловцы» — это не только рысистые кони, но и тяжеловозы.
Вторая версия более правдоподобна, поскольку отдельные знаменитые представители породы «битюг» отличаются характерной «орловской статью». Кроме того, при селекционной работе использовались и рысистые лошади. Вернее всего то, что в обеих приведенных версиях есть рациональное зерно: первая инициатива по выведению тяжеловозных коней принадлежала Петру, а граф Воронцов работал над улучшением рабочих качеств животных.
Скрупулезный подход к подбору производителей, качественный и обильный корм привели к тому, что в конечном итоге была получена новая порода коней, которая уникальна по своей силе и грузоподъемности.
Название свое порода получила от речки Битюг, на берегу которой и было расположено коневодческое хозяйство.
Описание
Лошади сильные, среднего роста. Высота животного в холке составляла в среднем 1500–1580 мм:
- для жеребцов – 1550–1580 мм;
- для кобыл – 1500–1550 мм.
Высота отдельных особей достигала 1780 мм. Спина животного прямая, с хорошо развитыми мышцами, ноги оброслые, тело удлиненной формы. Хвост и грива густые, большой длины. Голова компактная, с крупными глазами, умеренно горбоносая. Грудь широкая, круп несколько удлиненный. Ноги у битюгов крепкие, сухие, копыта прямые и плоские.

Эта порода лошадей сочетает чрезвычайную выносливость с быстрым ходом, что дает возможность перевозить тяжести на значительные расстояния. Для породы нормальным считался 80-верстовый (около 85 км) переход с грузом 0,8 т. Рекордом по грузоподъемности считался вес груза в 230 пудов, а это почти 4 тонны.
Лошадь отличается неприхотливостью в пище, исключительным послушанием и выносливостью. Это сделало битюгов незаменимыми и в сельском хозяйстве, и на гужевом транспорте. В частности, на промышленном извозе была задействована именно эта порода. Если присмотреться к васнецовской картине «Богатыри», то можно предположить, что именно битюги возили на своих спинах защитников земли Русской. Знаменитый «Сивка-Бурка» из народных сказок тоже имеет немало общего с этими лошадками.
Масть у битюгов бывает разной. Самый распространенный окрас – мышастый и бурый, гораздо реже попадаются лошади пегой и рыжей масти. Есть записи, что Огарев, полицмейстер Москвы, знаток и любитель лошадей, сам занимался подбором животных одной масти для пожарных команд, причем каждой из пожарных частей соответствовал определенный окрас тяжеловозов.
Сам факт, что битюгов использовали для выезда пожарной команды, говорит о необыкновенной силе лошадей, ведь на повозке, помимо команды пожарных, размещалось оснащение, огромная водяная бочка и насос для воды. И этот огромный вес (не менее 2 тонн) необходимо было не просто сдвинуть с места, а мчаться с ним во весь опор – «спешить, как на пожар».
Исчезновение породы
В XIX веке с целью улучшения рабочих качеств коней битюгов скрещивали с тяжеловозными лошадьми из Англии и местными рысистыми породами, но ожидаемого эффекта не произошло: полученные гибриды потеряли в выносливости. Одновременно с этим произошло и сокращение кормовой базы: площадь лугов существенно сократилась из-за массовой распашки. Катаклизмы политического и экономического характера начала XX столетия способствовали полному сокращению популяции этих уникальных лошадей.
Попытки восстановить поголовье битюгов предпринимались с 1922 года в Воронежской области. Планировалось создать рассадник племенных животных. Но из-за эпидемии сапа (1925 год) работы по восстановлению породы были прерваны. Чистокровные «битюги» полностью прекратили свое существование.
Воронежские упряжные

Сильные, неприхотливые и выносливые скакуны по-прежнему были востребованы. Первая половина ХХ века – это время выведения новой породы лошадей: Воронежская упряжная. Это своеобразное промежуточное звено между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. В 1938 году был создан государственный племенной рассадник по выведению новой укрупненной породы. В 1939 году порода в первый раз была представлена как выставочная. При селекционной работе ученые взяли за основу рабочие характеристики таких лошадей, как рысак, тяжеловоз и битюг.
Селекционная работа велась по следующим направлениям:
- скрещивание помесей рысистых лошадей, битюгов и тяжеловозов;
- прилив крови лошадей рысистых пород;
- отбор коней для дальнейшего племенного разведения по желательным признакам.
Животные новой породы отличаются выносливостью и силой, неприхотливы, благодаря чему они получила распространение как тягловая сила. Несмотря на сокращение поголовья во второй половине ХХ века, велась работа по улучшению породы – это позволило сохранить все ее лучшие признаки до сегодняшнего дня.
Описание
Крепкая и сильная лошадь, с удлиненным туловищем и ровной спиной. Круп удлиненный, прямо поставленные передние ноги. Копыта крепкие, уплощенные. Щетки на ногах выражены.
Различают три разновидности:
- Массивные скакуны с удлиненным туловищем, которые восходят по мужской линии к тяжеловозам. Это самая малочисленная группа.
- Животные пропорционального, более легкого сложения, которые восходят по мужской линии к жеребцам рысисто-битюгских кровей.
- Помеси, происхождение которых неизвестно. Экстерьер этих животных грубоватый, сложение дисгармоничное.
Как и битюги, Воронежские упряжные лошадки неприхотливы к содержанию и выносливы. Лучшие представители породы демонстрируют грузоподъемность в 4000 кг.
